Февраль

Владимир Зайцев 

"Возможность выбора"

1 февраля – 01 марта 2020 


Владимир Зайцев родился в ноябре 1974 года в г. Смоленске в семье технической интеллигенции. С 1982 по 1992 учился в средней школе No2 г. Смоленска. После окончания школы занялся активной общественной деятельностью: организацией культурно массовых мероприятий, творческих встреч, дискуссий, занимался подготовкой и проведением концертов джазовых и рок исполнителей. Выпускник Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) по специальности ПГС. В 1998 году, в возрасте 24 лет впервые попробовал заниматься живописью. В ходе учебы и поиска сформировался как художник график. Преимущественно работает в технике пастели. 2002 год, когда начали появляться первые удачные работы, можно считать годом начала творческой деятельности. Принимал участие во множестве выставок Смоленского отделения СХ, а после переезда в 2011 году в Санкт-Петербург – Санкт петербургского отделения СХ. Участник множества региональных и всероссийских выставок. С 2011г. член ВТО «Союз художников России». Персональные выставки: 2005, 2009, 2011, 2013 годы – Дом художника г. Смоленск; 2012 год галерея «Мастер» г. Санкт Петербург; 2015 год выставка «Возможность выбора» Библиотека Маяковского Центр искусства и музыки на Невском 20. 2015 год «Человек играющий» галерея «Здесь» на Пречистенке. 2016 год выставка «Квест ожиданий» галерея «14/45». 2019 год «Плоский мир.Другой» галерея «14/45»


В предверии выставки с Владимиром Зайцевым

беседовала Анастасия Любимова.

 

Современное искусство и культурная жизнь Санкт-Петербурга  представляет собой сложный процесс, в котором реализуются многочисленные проекты и художественные практики. Творчество художников становится объектом пристального внимания  зрителя, критиков и исследователей, размышляющих о значении современного искусства. Сегодня всё больший интерес вызывают работы российского художника-графика Владимира Зайцева. Искусство символизма, переосмысляется художником в контексте современного времени, предоставляя возможность зрителю самому изучить ирреальный мир.

«Творчество Владимира Зайцева»

 

Анастасия Любимова: Владимир здравствуйте. Ваш творческий путь как художника очень интересен, а ваши работы привлекают  внимание своей многогранностью, символичностью и живописным подходом в работе с графикой. Расскажите немного о начале своей творческой деятельности?

 

Владимир Зайцев: Я родился в семье инженеров и  у меня тоже строительное образование, это  повлияло на дальнейшую судьбу.  Начал рисовать сам, в позднем  возрасте, но интерес к искусству возник у меня еще до этого момента. Занимался музыкой, изучал нотную грамоту, словом, всегда в моей жизни присутствовал элемент фантазии, и к искусству я подошел уже подготовленным человеком. В моем доме было много альбомов по искусству, и в детстве вместо книг я листал альбомы. Эта первичная насмотренность сыграла значительную роль в будущем.

 

Расскажите о специфике своей работы?

 

Я работаю в технике пастель, это универсальный материал,  может быть техникой рисунка и живописи. Я пишу в технике пастель, что делает ее похожей на живописные произведения. Это очень длительный процесс, на одно или два листа  может уходить месяц.

Роль зрителя в трактовке  символов, аллегорий и фантастических образов, которыми  наполнены ваши работы важна для вас? Зритель это всегда интерпретатор происходящего?

Мне хочется, чтобы зритель сам нашел свой путь. Мозаика символов, которую я выстраиваю в своих работах, дает возможность  подготовленному зрителю создать  свою историю. Мне кажется, зритель должен додумывать сюжет и пусть это будет что-то свое, тогда я понимаю, что все сделал  правильно.

 

Интересна ваша серия «Возможность выбора»  Каждый лист это уже целая история и попытка предложить зрителю построить свою интерпретацию.  Расскажите  о ней подробней?

 

Не всегда все то, что появилось изначально, существует так и дальше. В замысле, начальная  и конечная точка пути не всегда одно и то же.  Некоторые работы  с 2009 года появились совершенно случайно: где-то один сюжет, образ, пейзаж. Потом я заметил  в них некую последовательность и  общую идею, появись символы и я решил эту историю продолжить. Так возник  символ дороги,  человечка в темном, человечка в белом, фигуры напоминающие  образы святых и лестница. Я решил  создать еще четыре работы, изменив  состояние и время, поменяв символы местами и изменив сюжет. Разрушив  то, что было привычно, перевернув небо и землю, я добавил элементы символизма, и предложил зрителю самому подумать о случившимся.

 

В разные  периоды творчества в ваших произведениях  прослеживается философская тема: одиночество человека и его уязвимость в лице времени. Например работа 2004 года «Прощай Ленинград», где  фигуры людей кажутся такими  маленькими среди архитектуры и открывающимся  видом на Петропавловскую крепость. Можно ли назвать это произведение размышлением о прошедшей эпохе, почему тема одиночества так  важна для вас?

 

Одиночество  неизменно, но судьбы художников разные, как и судьбы людей. Я, в душе своей, всегда тяготею к одиночеству, мне всегда  нужна тишина. Работа «Прощай Ленинград» - символизм времени и эпохи, все изменилось. Я  намеренно исказил линию горизонта, чтобы создать элемент ирреальности. Все становится другим: город, жизнь, появились новые  постройки, новые ценности, а люди уходят в прошлое, люди уходят вдаль.

Необычны ваши работы в жанре натюрморт. Это и танцующие формы, в работе «Композиция с рядом сосудов» 2011 года и серия «Геометрия натюрморта». Натюрморт как жанр в его классическом понимании на сегодняшний день  воспринимается  субъективно.

 

Вы предложили зрителю новое прочтение, можно ли назвать это взглядом на сам процесс создания отдельных предметов?

 

На раннем этапе своего творчества я делал копии, но мне  захотелось поэкспериментировать. Что если время движется и предметы тоже?…  Может быть  мне попытаться  обнажить натюрморт,  показать рисунок, подготовительные линии.. Что если эти дополнительные линии оставить? Разделить настоящее и прошлое: опыт старых мастеров и взгляд современности линией света. Так появилась идея этой серии: как элемент игры.

 

Проблема пространства  и существование в нем отдельных элементов важна для вас? Этот вопрос возник у меня после знакомства с вашей серией «Простые истории».  Всегда ли пространство уничтожает возможность восстановления объекта?

 

История сводится к моменту  мгновенности события. Но момент разрушения, который художник мог бы создать за пять минут, для меня важно было  сделать долгим.  В серии представлены два поля, те же два поля, что и в жанре натюрморт.  В одном есть  красивые формы, а в другом: аксонометрия и вид сверху. Два поля этого изображения начинают вращаться, и в какой-то момент  разрушаться, медленно, каждый в своем направлении, вытесняя друг друга.  Мне интересен сам момент столкновения, а трактовка это уже дальнейшие размышления.

 

В этом году у вас состоялась выставка « Плоский мир. Другой», которая познакомила зрителя с фантастическими существами. Расскажите об основной идеи? 

 

В этой  серии главное это фантазии. Мир, который наделен маленькими сказочными существами. Важным было новое композиционное решение, проработка отдельных деталей. Хотелось показать зрителю мир этих существ.

 

Для современного  искусства  важно понятие  контекста. Изучая ваше творчество я обратила внимание на то, что  названия в ваших работах  всегда непросты и наполнены смыслом.  Для вас это сложный процесс?

 

Для меня процесс сложный и не мгновенный.  Я размышляю над ним, иногда подолгу,  поскольку  важен момент того, что я хочу сказать зрителю. Название это дополнительный смысл  произведения.

 

В ближайшее время вы планируете выставки?

 

В начале следующего года  в Арт центре «Пушкинская 10» будет  представлена моя  выставка  «Возможность выбора» . Серия  включает 16 листов, выполненных в технике пастель. У посетителя будет возможность увидеть все серию целиком, так как изначально она включала лишь  восемь листов, но я  дополнял ее. Будут представлены еще три новые работы, над которыми я работал в последнее время. Элементы символизма и их переосмысление в контексте искусства постмодерна, это обобщение традиций прошлого, но взгляд  современности.  

 

(21.11.2019)

▷ В день открытия вход свободный, в иные дни вход по единому билету арт-центра "Пушкинская-10".

▼ Галерея Арт-Лига. Арт-центр "Пушкинская-10" . Санкт-Петербург, вход с Лиговского пр., д. 53, . Флигель В (2-й двор налево), 7 этаж