Афиша


Режим работы: среда- пятница с 16:00 до 20:00, суббота и воскресенье с 12:00 до 20:00

Вход на выставки по единому билету арт-центра. В день открытия выставок вход свободный.

Адрес: Санкт-Петербург, вход с Лиговского пр. 53, Арт-центр Пушкинская-10. Флигель В (2-й двор налево), 7 этаж 



сейчас в галерее Арт-Лига:


Дорогие друзья! В связи с карантинными мерами галерея временно приостановила свою работу.


Март-апрель


Жизненный цикл 

07 марта – 19 апреля | Открытие выставки: 07 марта в 18:00

 

▶︎  Мария Мамкаева, графика, коллаж, автор идеи

▶︎  Черкашева Анна, графика

▶︎  Иванова Инга, графика (Испания)

▶︎  Денис Лотарев - анимация

Куратор проекта: Юлия Рыбакова


На выставке будут представлены графические работы, объекты и анимация, посвященные жизненным циклам живых организмов. Вдохновляясь образами микробиологии и вариативностью метаморфоз в процессе мутагенеза, художники создают новые образы, которые являются не просто результатом творческого исследования, но и итогом размышлений о этических последствиях развития науки.

 

В представленных на выставке коллажах Марии Мамкаевой, за ироничной игрой со смешением образов классического искусства и биологических форм,  мы можем увидеть размышление на вполне серьезные этические темы -  какое будущее уготовано человеку, когда лишь тонкая этическая грань отделяет науку от клонирования человека? Как сочетаются в человеке его ипостаси - биологическая субстанция и уникальная душа? Мария размышляет об этом, шутя: в схематичном изображении вымышленного существа подписаны его органы, здесь - «отделочные клапаны», здесь - «воротник», а  здесь - «индивидуальные планы».

Графика Анна Черкашевой посвящена жизненным циклам. Работы Анны заставляют нас задуматься о понятии абстрактного, ведь создавая на первый взгляд  абстрактную работу, она изображает живых существ в стремительном движении, в динамике. По словам Анны, техника и материал в работах настолько сильно диктуют свои правила, что как бы она не пыталась просчитать изначально строгую и взвешенную композицию, в конечном счёте приходится считаться с капризами и непредсказуемостью материала - природой и законами, о которых не задумываешься на стадии замысла. 

Тонкие работы Инги Ивановой также представляют нам эстетическое осмысление биологических микро-форм, сама художница отмечает: «Процесс размножения-это таинство, и где проходит граница межд биологией и искусством? Мы пытаемся найти точки соприкосновения между этими мирами».

Невольно вспоминается тезис Анаксагора «Во всем содержатся все вещи», микромир в работах Инги напоминает нам то легкую ладью, скользящую по воде, то кружащиеся осенние листья. 

Да, биологические структуры и микроорганизмы напоминают нам визуальные абстракции, в то же время являя собой реально существующие объекты. Парадоксально, пройдя сложный пусть истории искусства, от реализма к абстрактному искусству, мы можем в полной мере оценить красоту природных форм и образов, недоступных невооруженному глазу. Или наше восприятие абстрактного развивается благодаря тому, что начиная с XIX века мы можем наблюдать за миром, кардинально отличающегося от наших привычных визуальных образов? Так или иначе, неслучайно современное искусство все чаще вступает во взаимодействие с наукой. 

На выставке также будет представлена анимация «Metamorphosis», художника Дениса Лотарева. По словам самого художника, вдохновением для создания анимации послужила музыка композитора Филиппа Гласса. Автор задается вопросом - что такое пост-диджитал сознание 21 века? Применяя технику диджитал коллажа художник использует рисунки, рентгеновские снимки и фотографию. «Metamorphosis» затрагивает такие темы как генезис, материнство, наука и технологии, переизбыток информации, слияние живого и не живого, смысл жизни и поиск истины. Символы, структуры и патерн-повторы формируют психоделическое визуальное пространство. Дополнительно художник представит фото и документацию сайнс-арт проекта «Биофильтры», где автор изучает полимерный метаболизм среди морских микроорганизмов проводя эксперименты под водой Белого моря в Арктике.

 

Юлия Рыбакова

Куратор выставки


Мария Мамкаева

Художник, автор идеи проекта:

 

"В настоящий момент человечество знает лишь один путь размножения. Наш жизненный цикл довольно прост. Ни личинок, ни куколок. Стандартное половое размножение без метаморфоз. Но природа не перестает удивлять. Существует огромное количество организмов на планете Земля, которые выбрали иной путь. Альтернативный. И порой у них с размножением все гораздо  сложнее. Начиная от жизненного пути малярийного плазмодия и заканчивая метаморфозами кобылки обыкновенной мы наблюдаем совершенно не то, что происходит у Homo sapiens. И о чем мы то умалчиваем, то кричим на всех углах,  демонстрируя свое к этому отношение и эпатируя публику в природе происходит довольно спокойно, без лишних телодвижений, но с фантазией". 


Об участниках проекта

Инга Иванова

Закончила РГПУ им. Герцена, художественно-графический факультет. | С 2017 по настоящее время -  “Russian Gymnasium”. Педагог по изобразительному искусству,  Мадрид, Испания |  2012- 2018 Детская летняя школа “Ars Vivendi”. Педагог по дизайну, Мадрид, Испания | 2014 по настоящее время  Детская студия Арт-дизайна “Papel”.  Педагог,  культурный центр Вальдеморилье, Мадрид, Испания | 2015 Школа дизайна «Дивина гармония» (курс макетирования). Преподаватель.   Санкт-Петербург | 2000-2014 Детская студия Арт-дизайна «Пятая стена»: (бумажная пластика, графика). | Педагог,  создатель программы. Санкт-Петербург |  2006 -2010  Институт  Телевидения  Бизнеса и Дизайна (курс  бумажная пропидевтика). Преподаватель, Санкт-Петербург | 1997-2000 Детский творческий центр «Васильевский остров». Педагог по изобразительному  искусству . Санкт-Петербург

Лотарев Денис

Работает в жанре Био-арта. Считает, что будущее искусства за ИИ-программированием и Глубокими медиа. Изучал графику и старинные печатные техники. В 2012 окончил Санкт-Петербургский Государственный Академический институт им. И.Е. Репина (мастерская станковой графики). Занимается каллиграфией и созданием редких книг с 2011 (совместно с издательством «Редкая книга из

Санкт-Петербурга»). С 2014 года — член Союза Художников России. С 2005 года профессионально занимается дайвингом. Совершил более 1000 погружений, из них более 100 подо льдом Белого моря и озера Байкал. Любимые места погружений - Красное и Белое моря. С 2018 года работает над созданием подводной биоморфной скульптуры. (Сторонник метода «Метафизического синтетизма» Михаила Шемякина. Работы находятся в коллекции Государственного Эрмитажа, Научно-Исследовательском музее Российской Академии Художеств, Современного музея каллиграфии (Москва), в частных коллекциях России, Польши, Великобритании, Франции, Мексики, Южной Кореи и Китая.

Анна Черкашёва

Художник - график | Преподаватель графики | Занимается предметным дизайном, созданием арт-объектов для современных интерьеров, а также экспозициями выставок современного ювелирного искусства | Все эти действия есть превращение графики в объем. Ответственность за чистоту графики с рождения | 2003 г. закончила Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную Академию. (СПбГХПА) | с 2006 г. член Союза дизайнеров России | c 2006 - 2008 г. и с 2011 - 2014 г. арт-директор галереи «зонаДИ» | 2011г. закончила магистратуру СПбГУТД по направлению «Дизайн»

Мария  Мамкаева

Художник, микробиолог по образованию, дизайнер ювелирных украшений. Участник многочисленных выставок в России и зарубежом. Призер  международных конкурсов в сфере ювелирного дизайна. Работы Марии находятся в частных коллекциях России, США, Японии, Франции, Китая, Сербии, в коллекции Псковского Государственного Музея, Новооскольского музея, Музея городской скульптуры (Санкт-Петербург), ГИОП (Санкт-Петербург), Архангельский Музей изобразительных искусств, Государственный Эрмитаж.

Мария Мамкаева родилась в 1981 г. Член ТСХ (IFA), секция «Живопись». Член СХ России, секция «ДПИ».


Интервью с Марией Мамкаевой

 

Мария, ваш интерес и серьезное изучение биологии/микробиологии позволили стать редким художником, который объединяет в себе эти две ипостаси. С чего началось увлечение наукой? На вас повлияла семья или таким образом трансформировалось увлечение из детства?

 

Мария Мамкаева: Так случилось, что я выросла в семье с родителями-медиками, бабушками и дедушками – учеными. Поэтому все было предопределено.  С  юного возраста, лет с 6, каждые каникулы я проводила у бабушки в лаборатории. И это было наивысшее счастье. Мне выдавали микроскоп и микробов. И ребенка было не видно, не слышно. Я смешивала содержимое пробирок, получая фантастические пейзажи. А потом я все это рисовала. И в первом классе я уже точно знала, что буду микробиологом.

 

Глубокое, качественное изучение как науки, так и искусства требуют большого количества времени и отдачи. Что является вашим вдохновением и дает силы стремится вперед? Что позволяет генерировать идеи и воплощать их?

 

ММ: Раньше я отвечала на этот вопрос, что дети. Дети – это, правда, очень большой толчок для меня. Но сейчас я, пожалуй, дополню. Это смесь любопытства и тщеславия. Без последнего в наше время никуда. А вот любопытство…когда мозг находится в постоянном поиске ответов, выстраивает логические цепочки… Наука и искусство работают по совершенно одинаковым алгоритмам. Поэтому любопытствуя в одном, к примеру, в науке, я автоматически ищу путь воспроизведения в другом (в искусстве). Мой ответ на счет двигателя – дети, любопытство и тщеславие.

Мой ответ на счет вдохновения – логика науки и бесконечное восхищение мирозданием. Один генетический код чего только стоит.

 

Последние десятилетия происходит активное развитие сайнс-арта как области современного искусства. Как все новое и до конца непонятное (ухо Стеларка, «Кентавр» Марион Лаваль-Жанте), это вызывает дискуссии. Что вы думаете о сайнс-арте? Станет ли это со временем полноценной, утвердившейся частью современного искусства?

 

ММ: Мне сайнс-арт очень близок. Я всегда хотела соединить науку с искусством и это здорово, что таких художников становится все больше и больше. Некоторые проекты просто фантастические. Безусловно, я думаю что у этого направления большое будущее. Тем более, что сейчас нейробиология крайне популярна, а кто как ни она встанет рядом с искусством рука об руку.

 

Ваши работы заключают в себе связь науки и искусства, для чего необходимо серьезное, фундаментальное научное знание. Расскажите, что и как повлияло на ваш выбор перенести биологию в искусство (или искусство в биологию), объединить их? Что имеет больший вес, является основой? С какими сложностями, возможно, приходится взаимодействовать? 

 

ММ: Начну со сложностей. Наверное, самое трудное при переносе – это найти ход. Придумать можно много чего, а вот с точностью передать ощущения от полученных знаний – это сложнее. Но на самом деле это здорово, потому как тут используется как раз научный подход. 

Знание. “Знание – сила” по словам Френсиса Бэкона, поэтому, если не знаешь глубоко – наверное, вряд ли сможешь передать суть. Это как педагогика, только покруче. Невозможно преподавать предмет – не зная его глубоко и от души. А уж выражать эти знания в искусстве – и подавно. Среди ученых есть и было много художников. Тут как раз ничего удивительного. Мы все - профессиональные наблюдатели.

"... МЫ ВСЕ - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАБЛЮДАТЕЛИ"

Почему я решила перенести в искусство свои научные знания?

Потому что я восхищаюсь как учеными, так и самой природой просто до дрожи в ногах. И это то самое чувство, когда очень хочется поделиться. Красота планирования экспериментов, умение задавать вопросы, тончайшая организация процессов – это не может не зацепить.

 

В своих работах вы используете смешение различных техник. Расскажите, пожалуйста, чем это для вас привлекательно. Является ли это собственным видением и выражением процесса симбиоза уже в сфере искусства?

 

ММ:  Отчасти – дух экспериментатора. Отчасти это обусловлено конкретным ходом, который требует именно синтеза. А потом я, правда, много чего умею и это получается автоматически, я иногда даже не задумываюсь, просто знаю)

 

В чем заключается концепция предстоящей выставки? Какую основную мысль и идею она сможет передать зрителям?

Главный герой предстоящей выставки – процесс размножения. Преподавая много лет общую биологию и микробиологию я поняла, что у Homo Sapiens все довольно скучновато /смеется/. Природа настолько многообразна совершенно разными жизненными циклами – что невольно спрашиваешь: Зачем ей так много и почему у нас так мало. А самое интересное – мы совершенно не знаем, как все это будет происходить у того же Homo Sapiens через 100 лет. Ведь сказки о клонах – увы, давно уже не сказки. Киборги не так далеки от нас, как нам кажется, а искусственный интеллект однажды может и правда наступить нам на пятки. Поэтому этот проект – немного о биологии, немного о будущем, немного о прошлом и немного абсурда. Искусство размножения.

 

Если возможно, расскажите, пожалуйста, о нескольких работах, которые будут представлены на выставке. Может быть, есть уникальные и раскрывающие их с необычной стороны смыслообразующие истории создания, которые будет интересно узнать зрителям.

 

ММ:  Одна из моих любимых – “Почкующийся Геракл”. Мне стало страшно смешно, если бы боги умели размножаться бесполым путем.

Эту выставку мы делаем совместно с другими художниками. И поскольку я взяла на себя роль идейного вдохновителя – то главным героем, который, собственно вдохновил меня, а я им вдохновила других – это миксомицет или слизевик. Не поленитесь, наберите в интернете, посмотрите видео, они восхитительны и совершенно непонятны.  Удивительный организм, который ради секса готов на многое, а главное - каким образом.

***

С Марией Мамкаевой беседовала Светлана Задорожная


▷ В день открытия вход свободный, в иные дни вход по единому билету арт-центра "Пушкинская-10".

▼ Галерея Арт-Лига. Арт-центр "Пушкинская-10" . Санкт-Петербург, вход с Лиговского пр., д. 53, . Флигель В (2-й двор налево), 7 этаж